20
лет назад авария танкера «Эксон Валдиз» у берегов Аляски привела к
одному из крупнейших нефтяных разливов в истории. Однако арктические
страны так и не усвоили уроков двадцатилетней давности, считает WWF.
24
марта 1989 года танкер «Эксон Валдиз» натолкнулся на риф Блай в заливе
Принца Уильяма, и в результате аварии в море оказалось более 40 тыс.
тонн нефти (эквивалентно 125 олимпийским бассейнам). Во время
спасательных операций удалось собрать только 2,8 тыс. тонн разлившейся
нефти.
Из-за нефтяного загрязнения пострадало более 2 тысяч километров
побережья, около 250 тысяч морских птиц и 2800 каланов, 300 тюленей, 250
белоголовых орланов, 22 касатки, популяции лосося и сельди.
20 лет спустя, следы нефти из танкера «Эксон Валдиз» по-прежнему можно
увидеть на пляжах залива, несмотря на масштабные работы по ликвидации
последствий разлива с участием более 10 тысяч человек и 100 самолетов и
вертолетов.
Произойди аналогичный разлив сегодня, его последствия для окружающей
среды были бы ровно такими же разрушительными, считает WWF. Мир не
сильно продвинулся в умении ликвидировать нефтяные разливы в Арктике.
«В силу природно-климатических условий в Арктике нефтяные разливы более
вероятны, а последствия разлива труднее ликвидировать, чем в других
регионах, - рассказывает Алексей Книжников, руководитель программы WWF
России по экологической политике нефтегазового сектора. - В настоящее
время разрабатываются новые технологии ликвидации нефтяных разливов в
условиях Арктики, однако пока научные исследования не завершены и на
практике новые технологии проверены не были».
На нашей планете есть места, которые слишком хрупкие и ценные, чтобы ими
можно было рисковать, считает WWF. Воды и льды Арктики - это колыбель
для планктона и мелких беспозвоночных, которые являются первым звеном в
пищевой цепи планеты. WWF выделил три участка в Арктике, которые должны
стать первыми зонами, свободными от нефтегазовых проектов. Это
Бристольский залив на Аляске, Западно-Камчатский шельф в России и
Лофотенские острова у северо-западного побережья Норвегии.
Российская нормативно-правовая база по ликвидации нефтеразливов не
эффективна, считает WWF. Трагедия в Керченском проливе в ноябре 2007
года в очередной раз доказала этот факт. В течение года после аварии
танкера «Эксон Валдиз» США приняли федеральный закон «О нефтяном
загрязнении» (Oil Pollution Act 1990). После разлива мазута в Керченском
проливе WWF и коалиция НПО призвали российские власти принять
аналогичный закон «О защите морей Российской Федерации от нефтяного
загрязнения», однако до сих пор в России закон не принят. Чтобы ускорить
законотворческий процесс, WWF подготовил основы концепции этого закона.
На этой неделе концепция закона будет вынесена на общественное
обсуждение и согласование в профильные министерства.